Интервью с Аидой Айламазьян: Всегда ли танец был парным?

Автор
dance.ru
12462
0
12462
12:00 от 25.09.2023
Автор: Оксана Алексеева

Своими корнями танец уходит глубоко в историю человечества и играет заметную роль в развитии мировой культуры. О том, как и когда возник парный танец, который не всегда был танцем мужчины и женщины, а его развитие из века в век сопровождалось запретами и скандалами, в рубрике «Душа танца» Оксане Алексеевой рассказывает Аида Айламазьян, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и художественный руководитель, директор Центра музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой.

ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ

Истоки танцевальной культуры уходят корнями далеко в прошлое Древнего Египта и Индии, в традиции Китая и Японии, особая роль ей отводится в Ветхом Завете (древнейшая части Библии, написанная в XIII-I вв. до н.э.).

В Европе это, прежде всего, античная Греция (расцвет которой приходится на V–IV вв. до н. э.) с ее разветвленной танцевальной культурой. Все сферы жизни были «оттанцованы» – религиозные, бытовые, обрядовые – танцы на любой случай жизни. События переживались, осмыслялись и находили отражение в танцевальных движениях. Это было священнодействие. Со временем из танцевальной культуры сформировался театр.


Танцоры из Древнего Египта. Сцена из погребальной камеры Антефокера

Танец является важнейшей составляющей развития мировой культуры. Чем внимательнее мы изучаем историю человечества, тем очевиднее становится та роль, которую он сыграл.

ТАНЕЦ – ЭТО ОБЩЕНИЕ

Самый древний смысл танца – это имитация. Общение с миром и попытка его понять через уподобление, через перевоплощение – становиться подобным другому, похожим на него. Это древнейший способ общения: я в точности повторил ваше движение, значит, я вас понял, а вы поняли меня. Присвоение мира через уподобление. И с животным так же – через танец – я повторил позу оленя или волка, и, тем самым, я вошел в его душу, и привлек его, как своего. Через движение завладел его душой. Вот древнейший смысл танца.

МУЖСКОЙ ТАНЕЦ

Танец всегда был связан с жизнью, с подготовкой к важным событиям и, по большей части, он был мужским – танец-охота, танец-бой. Своего рода тренировка, помогающая настроиться и отработать нужные движения.
К примеру, известный сегодня народный танец «Ползунок», который мужчины исполняют, совершая движения исключительно на корточках. Почему так? Они показывают, как пролезают под конем, чтобы поменять у него подпругу, – кто ловчее это сделает. Вот в чем смысл. Или замах рукой в танце – это движение, связанное с владением саблей, топором.

ТАНЕЦ – ЭТО СОСТЯЗАНИЕ

Первые парные танцы – это соревнование, состязание: сходились двое мужчин или две девушки, и кто кого перетанцует. Исполнялся такой танец перед важным событием в жизни рода.

Мужчины не только состязались в ловкости, удали, выносливости, смекалке, но и обращались к богам. Поэтому такой танец всегда был на грани, с риском для жизни. Таким образом люди пытались почувствовать и понять волю высших сил. Танец был как служение. Если танцующий не выживал, значит, боги «не дают положительный ответ» и требуют жертвоприношения. Один из немногих дошедших до нас тому примеров – танцы на Ивана Купала с прыжками через костер.

Или, например, игры человека с быком – акробатический танец-состязание, древний ритуал, который был на Крите, со временем преобразовавшийся в испанскую корриду, а она, в свою очередь, «вдохновила» на пасодобль.

Или ритуальные танцы на тризне, в день похорон воина, танцы и игры, цель которых – возвеличивание героя, отдание ему почестей. Со временем танец утратил свои и сакральные, и конкретные, связанные с жизнью, смыслы.

СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА – НЕ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ

Наша культура – не танцевальная, словесная. С приходом христианства (IV век) отношение к телу в Европе изменилось. Такой тип социализации, как танец, оказался практически под запретом, его вытеснили. Танец стал народным, площадным, появились скоморохи, мимы, акробаты – эти выступления можно назвать первыми уличными танцами, а также предтечами цирка и театра.
С того времени возникает разделение на высшую и низшую культуру, и танец официально оказывается в низшей. Доминантой становится слово, из культуры Европы и Византии совсем уходит телесная основа, любование телом. Оно строго закрывается одеждой, в том числе и на изображениях. Танец перестает быть способом говорить о высшем.
Впоследствии появляется благородный танец – сначала в виде торжественных шествий, затем – салонных бальных танцев. Но в таком танце нельзя было естественно двигаться, выражать эмоции.

ПАРНЫЙ ТАНЕЦ – ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ

История парного танца – это постепенное, век за веком, сближение мужчины и женщины. Сначала были танцы знакомства, они, как правило, не парные: круг на круг или линия на линию – представлялись друг другу.
Дальше мы видим, как в танце мужское и женское соединяются. Например, в котильоне или полонезе – наследии танцев-шествий – мужчины и женщины сходятся и расходятся, общаются, знакомятся. Позже, в кадрили танцуют уже парами, и партнеры меняются во время танца, тоже знакомятся, но уже ближе, примерно, как сегодня это происходит в социальных танцах.


Танец полонез. Картина Мартена Пепейна (1575 - 1643) «Свадебный бал»

Очень долго было под запретом касание. В танце бранль (XVI век), например, мужчина едва прикасался к руке, и рука была в перчатке. И каждый шаг на сближение – взял за руку, положил руку на плечо, на талию – сопровождался скандалами и негодованием.

Про вальс писали: «Это танец разврата». Мужчина обнимает и кружит партнершу, а она «теряет рассудок». Это же полное безобразие – негодовали в XIX веке блюстители нравственности. Знали бы они, что сегодня этот танец будет считаться целомудренным. Возмутитель спокойствия вальс сделал допустимым в танце объятие – то, что сегодня называется «закрытой позицией» и стало привычным в хореографии, фигурном катании.

Танец танго – это тонкое чувство партнера. Сейчас психологи иногда советуют семейным парам, которые приходят на консультацию, записаться вдвоем в школу танго. В этом танце партнерша должна не просто «слышать» партера, а «отдаться» ему, «раствориться» в нем. Может быть, поэтому танго настолько популярен, в том числе, и среди мужчин.


Танго

МОДНЫЕ ТАНЦЫ – ИЗ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ

Сто или чуть больше лет назад в европейские танцы проникли танцевальные движения Южной Америки и Африки. Их естественность, открытость, натуральность покорила европейцев. У этих народов другой тип двигательной культуры, никакой зажатости, они с рождения крутят всем телом. А европейцы почти поголовно закрыты «шкуркой зажатости», и попробуй ее сними.
Появившись сто лет назад, особую популярность получили парные танцы близкого контакта, уличные и социальные.

КТО СОЗДАВАЛ ТАНЦЫ

Всегда были и будут люди, которым недостаточно «идти по накатанной», у них есть стремление к расширению своих возможностей, к усложнению задачи, прежде всего, для себя самого. То, что может на первый взгляд казаться иррациональным, неразумным, нередко создает эволюционные преимущества. Иррациональное зачастую приводит к вполне прагматичным результатам.
В психологии это называется неадаптивная активность. Человек стремится выйти из условий адаптации, из «зоны комфорта».

Способность подниматься над ситуацией, над рамками привычного свойственна первооткрывателям, создателям нового. Ими движет стремление к совершенству. В случае танца – это поиск новых, более совершенных движений и форм.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

3.12.2023 - 3.12.2023
17.12.2023 - 17.12.2023
13.01.2024 - 14.01.2024
27.01.2024 - 28.01.2024
17.02.2024 - 17.02.2024
9.03.2024 - 9.03.2024

Все для танцев